Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Нижнетуринская детская художественная школа» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом «23» марта 2020 г. УТВЕРЖДАЮ__________ Директор ГБУДОСО «НТ ДХШ» О.А. Турицина Приказ №9-ОД от «24» марта 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Свердловской области «Нижнетуринская детская художественная школа» (ГБУДОСО «НТ ДХШ») 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Свердловской области «Нижнетуринская детская художественная школа» (далее Положение) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ,условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области «Нижнетуринская детская художественная школа (далее ДХШ). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137); - с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18сентября 2017 г., регистрационный № 48226); - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего ,основного общего ,среднего общего образования ,образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также учитывая приказ Министерства культуры Российской Федерации от 1 16.03.2020 N~ 357 «О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации» с изменениями ,внесенными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.03.2020 № 363; - Методические рекомендации по организации рабочего времени работников государственных детских школ искусств в период каникулярного времени ,установленного для обучающихся государственных детских школ -искусств в период с 18 марта по 12апреля 2020 года в связи с объявленным режимом повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nСоV) в Свердловской области, утвержденных Министром культуры Свердловской области 18 марта 2020г. 1.3. Применение настоящего Положения обязательно для всех членов педагогического коллектива ДХШ, реализующих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусства с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. 1.4. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.4.1. В соответствии с частью 1статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, осуществляющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Фактически это организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала; размещение на сайгах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между участниками учебной деятельности: е-mаil, skype, icq, YouTube, социальные сети, форумы и т.п.). 1.4.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4.3. Дистанционное обучение взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели , содержание, методы, организационные формы, средства обучения )и реализуемое специфичными средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность). 1.4.4. Система дистанционного обучения (далее СДО) - это используемое лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.4.5. Контент или электронный контент (от англ. content – содержание) - это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.4.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных 2 планов. 1.4.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) – это размешенный в СДО систематизированный (и, по возможности, интерактивный учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками учебной деятельности, ориентированное на достижение диагностичных целей обучения. 1.4.8. Электронная информационно-образовательная среда (далее ЭИОС) – это совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ. 1.5. В соответствии с частью 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». 2. Цели и задачи применения электронного обучения и образовательных технологий в образовательной деятельности ДХШ. дистанционных 2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ДХШ является предоставление возможности повышения качества образования современными техническими средствами независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ДХШ: - повышение конкурентоспособности дополнительных образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания возможности построения индивидуальных траекторий обучения; - расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; -повышение эффективности учебной деятельности учащихся; -повышение эффективности организации образовательной деятельности; -стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; -развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; - формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; - разработка учебных образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей и особенностей контингента обучающихся; - оказание информационно-методической поддержки преподавателям, принимающим участие в подготовке одаренных детей к конкурсам, фестивалям, выставкам и т.п. различного 3 уровня, а также к поступлению обучающихся в профильные образовательные организации. 3. Возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств ДХШ. 3.1. Учитывая современные технические возможности ДХШ рассматривает вопросы постепенного внедрения дистанционных технологий обучения, которые позволят не только обеспечивать учебный процесс в период экстремальных ситуаций, но и расширят ее возможности в контексте повышения эффективности и качества реализации образовательных программ. 3.2. К способам использования дистанционных образовательных технологий можно отнести следующее: - дистанционную поддержку учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - дистанционные консультации; - организацию реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы; - организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни; - реализацию индивидуальных учебных планов. Период длительного каникулярного времени, который может возникнуть в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, следует использовать, создавая и апробируя дистанционные формы взаимодействия преподавателей и учащихся. В первую очередь обеспечения самостоятельной работы учащихся по заданиям и под контролем педагогов с максимально возможным использованием доступных систем, программ, учебных материалов (в том числе – сети Интернет). 3.2. В ДХШ необходимо предусмотреть более активное применение, а также и самостоятельную разработку различных мультимедийных программ и дидактических пособий, включая электронные версии учебных пособий, программы-практикумы, тренажеры, хрестоматии, справочники, энциклопедии, аудио и видео библиотеки, которые также могут использоваться в дистанционных форматах взаимодействия педагога и ученика. 3.4. В соответствии с техническими возможностями на сегодняшний момент ДХШ может обеспечить и организовать проведение консультаций, вебинара (ов) на доступной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов. 3.5. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ДХШ: 3.5.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение об организации дистанционного обучения, в котором определяет ,в том числе порядок оказания учебно-методической помощи (индивидуальных консультаций) обучающимся и проведения текущего контроля, и итогового контроля по учебным дисциплинам; 3.5.2. издает организационный приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами; 3.5.3. назначает ответственного за консультирование, сопровождение педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 4 3.5.4. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени про ведения урока до 30 минут; 3.5.5. информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком про ведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций; 3.5.6. актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов; 3.5.7. обеспечивает создание тестовых заданий публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса; 3.5.8. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме; 3.6. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя (ей) или законного представителя). 3.7. При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительностью более 2-х недель ДХШ должна обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция .онлайн консультация), технических средств обучения. 3.8. Педагогическим работникам ДХШ при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: - рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать в соответствии с программными требованиями, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; - выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; - своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом. 3.9. При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу ,назначенному приказом директора ДХШ, надлежит взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучавшихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучавшиеся). При необходимости допускается интеграция форм обучения, например, очного (индивидуальная форма обучения) и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.10. ДХШ самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений , которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с 5 учетом ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.11. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) ДХШ следует предусмотреть возможность доступа обучающихся к ресурсам электронно – библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося. 3.12. В период временного перевода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты). 3.13. ДХШ самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.14. Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для управления образовательным процессом и предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы цифровые платформы ведущих Вузов РОССИЙСКОЙ Федераций, музеев, филармоний, выставочных залов и т.п. 3.15. В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, ДХШ может рассматривать возможность предоставления каникул плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком, с учетом положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам не зависящим от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам. 4. Порядок организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.1. Учебная деятельность на основе электронного обучения ,дистанционных образовательных технологий в ДХШ наряду с документами ,указанными в п .1.2 .настоящего Положения, регламентируется локальными нормативно-правовыми актами, инструкциями и иными документами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Уставу ДХШ. 4.2. Особенности учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 4.2.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения лекций, практических занятий и других видов занятий путем опосредованного удаленного )контакта преподавателя и обучающихся, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, творческих работ и проектов, проведения консультаций, зачетов и экзаменов и т.д. 4.2.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем и/или с ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением индивидуальных аудиторных занятий в реальных учебных кабинетах ДХШ. 4.3. Виды и формы учебной.работы с использованием электронного обучения и ДОТ: 6 - самостоятельная работа, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, проектов, творческих работ; -лекция, вебинар и т.п.; -практическое занятие ,в том числе компьютерный или виртуальный практикум; -консультация индивидуальная и групповая; -контроль знаний (тестирование) и т.д. 4.4. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение практических работ ,проверка контрольных работ руководство проектированием, индивидуальное и групповое консультирование, различные виды текущих аттестаций) осуществляются посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме. Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяется преподавателем с учетом специфики курса и доводится до сведения обучающихся. 4.5. Информирование слушателей о результатах текущего контроля ,промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами : -через СДО; -через форум, электронную почту, YouTube, skype и т.п;. -на очных индивидуальных консультациях/занятиях. 4.6. Контроль качества освоения дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, реализуемых при помощи электронного обучения и/или ДОТ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, проводимых в соответствии с учебно-тематическим планом. 4.7. Сопровождение образовательной деятельности на основе дистанционных образовательных технологий осуществляет преподаватель, ведущий данный учебный предмет. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения ,вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом директора ДХШ. 5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ДХШ. 7