КЕРАМИКА_ВО (4,5 класс)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области
«Нижнетуринская детская художественная школа»

Учебная программа
Предмет по выбору
В.04. Художественная керамика
По предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства
«Живопись»

г. Нижняя Тура, 2020 г.

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
«12» января 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБУДОСО «НТ ХШ»
____________Турицина О.А.
«12» января 2020г.

Разработчик:
Румянцев В.М. преподаватель высшей категории МБУДО «Краснотурьинская ДХШ»

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка.
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-Срок реализации учебного предмета
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени
-Форма проведения учебных аудиторных занятий
-Цель и задачи учебного предмета
-Структура программы учебного предмета
-Методы обучения
-описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
-Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание
-Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI, Список литературы и средств обучения
-Учебно – методическая литература
-Средства обучения

I.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Художественная керамика» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
программе в области изобразительного искусства «Живопись». Содержание программы отвечает
целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Учебный предмет «Художественная керамика» в детских художественных школах дает
возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства,
является учебным предметом обязательной части дополнительной предпрофессиональной
программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в
области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир
подростков.
Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники керамических
изделий с современными видами керамики и новых технологий, используемыми в качестве
активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся. Кроме того, умения, навыки и
знания, полученные учащимися на предметах «Рисунок», «Живопись» и «Композиция»,
достаточно полно реализуются в подготовке «керамистов» по настоящей программе.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Художественная керамика» реализуется при 8-летнем сроке обучения 4
по 7 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год. Рекомендуемый для
освоения предмета «Художественная керамика» возраст детей - 11-16 лет.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Художественная керамика» при 8 (5) – летнем
сроке обучения составляет 103 часа. Из них: 66 часов – аудиторные занятия, 37 часа –
самостоятельная работа. Годовой курс включает в себя 33 часа аудиторных занятий и 17 часов
самостоятельной работы.
Сведения о затратах учебного времени
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный
предмет «Художественная керамика» осваивается 2 года. Промежуточная аттестация в форме
творческого просмотра проводятся с четвертого по седьмой класс в каждом полугодии. Экзамены
не проводятся.
Вид учебной работы,
нагрузки

Затраты учебного времени

Классы

7

Всего часов

8

Полугодия

11

12

13

14

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной и
итоговой аттестации р

16
8

17
9

16
8

17
9

66
37

24

26

24

26

103

просмот
р

просмот
отр

просм
отр

просм

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая
недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:

7 – 8 классы – по 1 часу в неделю;
Форма проведения аудиторных занятий
Занятия по предмету «Художественная керамика» и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета «Художественная керамика» является: владение знаниями и
представлениями об искусстве керамики, формирование практических умений и навыков,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных
учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.

-

изучение

Задачи учебного предмета
народных
художественных

традиций

русской

керамики и создание на их основе новых декоративных образов;

–
формирование специальных навыков в керамике, развитие на их основе эстетического
вкуса и образного мышления;
–
формирование средствами керамики духовной культуры учащихся и потребности
общения их с искусством;
–
развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в
процессе создания образа в керамике;
–
развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на
основе работы с цветом.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной
и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству,
истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по керамике должна быть оснащена рабочими столами, турнетками,
гончарными кругами, компьютером, предметами натурного фонда.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) предусматривает последовательное
усложнение заданий и должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Учебно-тематический план
Седьмой класс

№

Наименование раздела, темы

Вид
Учебн.
занятия

Максим.
нагрузка

Аудиторн.

Самост.

Урок

6

3

3

урок

19

13

6

25

16

9

I полугодие
1.
2.

Декоративное панно в технике
сграффито «Край родной»
Разработка
и
изготовление
сувенирной продукции
Итого за полугодие:

II полугодие
3.

Контурный рельеф «Натюрморт»

урок

5

3

2

4.

Декоративная композиция «Портрет»

Урок

6

4

2

5.

Разработка
и
изготовление
сувенирной продукции
Подготовка изделий к обжигу

Урок

12

8

4

Урок

2

2

0

Итого за полугодие:

25

17

8

Итого за год:

50

33

17

6.

Восьмой класс

№

Самост.
работа

Вид
Максим.
Учебн.
Нагрузка
занятия

Аудит.
занятие

урок

2

1

1

урок

4

1

3

урок

17

14

3

23

16

7

урок

7

4

3

урок

17

10

7

урок

9

2

7

урок

1

1

0

Итого за полугодие:

34

17

17

Итого за год:

99

66

33

Наименование раздела, темы
I полугодие

1.

2.

3.

Вводное занятие. Правила личной
гигиены при работе с глиной. Рабочее
место керамиста. Материалы,
инструменты и приспособления.
Подготовка глиняного теста к работе
(Перебивание, переминание,
определение пластичности).
Создание творческой композиции по
изученным видам и приемам керамики.
Разработка эскиза.
Итого за полугодие:

II полугодие
4.
5.
6.
7.

Разработка
и
макетирование
экзаменационной творческой работы.
Экзаменационная творческая работа.
Тема по выбору обучающихся
Подготовка работ к обжигу. Точение,
тонирование, декорирование.
Итоговый урок.

Седьмой класс
I полугодие
Тема 1. Декоративное панно в технике сграфитто «Край родной»
Изучение и освоение приемов работы в технике сграфитто.
Аудиторное занятие: Создание образа «Родного края» в материале, на основе линейной
схемы при помощи приема сграффито. В работе возникает множество вариантов решения
композиции, но еще ко всему в работу включается цвет разной глины. Это связано с тем, что
прием сграффито основан на соединении разных по цвету глин, причем верхний слой
частично снимается, позволяя увидеть нижний слой. Этапы работы, как и в предыдущем
упражнении, только основа и накладные элементы, которые будут процарапываться,
вырезаются из разных глин.
Самостоятельная работа: Разработка эскиза к заданной теме, работас литературными
источниками, сетевыми ресурсами и аналогами.
Оборудование: глина (красная и белая), вода, влажная ткань, салфетки, скалка, резак, стеки,
цеклины, шликер, инструменты и приспособления для декорирования поверхности (стеки,

штампики, расческа, ситечко, чесноковыжималка и пр.), бумага для эскизов и шаблонов,
линейка, карандаш, ножницы.
Тема 2. Разработка и изготовление тематической сувенирной продукции
Знакомство со способом ручного оттиска в форме.
Аудиторное занятие: Работа предполагает поэтапное ведение в формировании изделия
способом ручного оттиска в форме. Сувенир выполняется по эскизу учащегося: 1. Лепка
рельефа из пластилина. 2. Отливка гипсовой формы. 3 Отминка в гипсовой форме ручным
способом. 4. Обжиг. 5. Декорирование изделия.
Самостоятельная работа: Эскизирование, продумывание и выбор способов декорирования
готового изделия.
Оборудование: глина (красная и белая), пластилин скульптурный, гипс для моделирования,
вода, влажная ткань, салфетки, скалка, резак, стеки, цеклины, шликер, инструменты и
приспособления для декорирования поверхности (стеки, штампики, и пр.), бумага для
эскизов и шаблонов, линейка, карандаш, ножницы.
Тема 3. Контурный рельеф «Декоративный натюрморт».
Аудиторное занятие: Работа предполагает выполнение рельефной композиции с простым
сюжетом, с одним - двумя несложными предметами. Контур - объемный выполняется из
жгута.
Самостоятельная работа: Разработка эскиза к заданной теме, работа с сетевыми ресурсами
и аналогами.
Оборудование: глина (красная и белая), вода, влажная ткань, салфетки, скалка, резак, стеки,
цеклины, шликер, инструменты и приспособления для декорирования поверхности (стеки,
штампики, расческа, ситечко, чесноковыжималка и пр.), бумага для эскизов и шаблонов,
линейка, карандаш, ножницы.
Тема 4. Декоративная композиция «Портрет».
Изучение и освоение приемов работы с пластом: графический, налепной, сграффито,
свободный.
Аудиторное занятие: Упражнение 1. Эскизная работа, создание образа при помощи
графического приема. Плоскостное решение, позволяющее почувствовать толщину и
фактуру пласта. Раскатывание пласта, разметка по шаблону контура изделия. Нанесение
графического рисунка в соответствии с линейной схемой эскиза. Образ создается при
помощи минимума средств.
Упражнение 2. Создание образа на основе той же линейной схемы при помощи налепного
приема. Расширение возможностей творческого подхода к выполнению задания, вариации
окончательного решения образа, возможно совмещение с графическим приемом.
Раскатывание пласта, вырезание контура изделия. Налепные элементы вырезаются из более
тонкого пласта, приклеиваются шликером.
Упражнение 3. Создание образа на основе той же линейной схемы при помощи приема
сграффито. Как и в упражнении 2 возникает множество вариантов решения композиции, но
еще ко всему в работу включается цвет разной глины. Это связано с тем, что прием
сграффито основан на соединении разных по цвету глин, причем верхний слой частично
снимается, позволяя увидеть нижний слой. Этапы работы, как и в предыдущем упражнении,
только основа и накладные элементы, которые будут процарапываться, вырезаются из
разных глин.
Упражнение 4. Более сложное и интересное. К основной линейной схеме прибавляется
свободная лепка пласта. Глиняный шаблон берется в руки и учащиеся стараются где-то
выдавить, где-то вмять, создавая образ. Это уже не плоскостное решение, а полуобъемное.
Оборудование: глина (красная и белая), вода, влажная ткань, салфетки, скалка, резак, стеки,
цеклины, шликер, инструменты и приспособления для декорирования поверхности (стеки,

штампики, расческа, ситечко, чесноковыжималка и пр.), бумага для эскизов и шаблонов,
линейка, карандаш, ножницы.
Тема 5. «Разработка и изготовление тематической сувенирной продукции»
Творческая работа на свободную тему. Повторение и закрепление всего пройденного
материала о технологии изготовления керамических изделий мелкой пластики (от замысла
до художественного воплощения).
Аудиторное занятие: Поэтапное выполнение керамического изделия в соответствии с
тематикой и замыслом.
Самостоятелная работа: Разработка эскизов, изготовление изделий по эскизам.
Материал: глина, вода, влажная ткань, фактурные лоскуты ткани, скалка, резак, стеки,
цеклины, шликер, инструменты и приспособления для декорирования поверхности, бумага
для эскизов и шаблонов, линейка, карандаш.
Тема 6. Подготовка работ к обжигу.
Знакомство с технологическим процессом подготовки изделий к обжигу. Точение,
тонирование, декорирование.
Аудиторное занятие: Доведение изделий до законченного состояния, методом работы с
наждачной бумагой. Аккуратность и бережность в обращении с хрупкими, необожженными
изделиями. Деликатность в тонировании, чтобы не утратить первоначальную фактуру
изделия. До первого утильного обжига тонирование осуществляется с помощью ангобов.
Возможно дальнейшее декорирование глазурями.
Оборудование: Готовые высушенные изделия, наждачная бумага, стеки, резаки, растворы
солей металлов, ангобы.

Восьмой класс
I полугодие
Тема 1. Вводное занятие. Правила личной гигиены при работе с глиной. Рабочее место
керамиста. Материалы, инструменты и приспособления.
Сведения об организации рабочего места, названиях и назначениях материалов,
инструментов и приспособлений для лепки. Правила безопасности и личной гигиены.
Понятие о технологическом процессе.
Аудиторное занятие: Технологические опыты, подтверждающие изучаемые свойства глины
и керамических масс. Тест на пригодность глины для дальнейшей работы.
Материал: глина (красная и белая), вода, влажная ткань, салфетки, емкости для воды и
хранения глиняного теста.
Тема 2. Подготовка глиняного теста к работе (Перебивание, переминание, определение
пластичности).
Аудиторное занятие: Подготовка и перемин глиняного теста. Тест на пригодность глины
для дальнейшей работы, лепкой простейших форм (куб, шар, жгут, брусок, плашка и пр.)
Самостоятельная работа: Эскизирование и макетирование керамического изделия.
Оборудование: глина (красная и белая), вода, влажная ткань, салфетки, емкости для воды и
хранения глиняного теста.
Тема 3. Создание творческой композиции по изученным видам и приемам керамики.
Разработка эскиза.
Аудиторное занятие: Тематический замысел. По раннее изученным видам керамики,
способам и приемам лепки и декорирования определится с творческой композицией,
разработать и составить эскиз с учетом технологических особенностей материала.

Самостоятельная работа:
Оборудование: бумага для набросков и эскизов, карандаш, линейка, глина (красная и белая),
вода, влажная ткань, салфетки, емкости для воды и хранения глиняного теста.
Тема 4. Разработка и макетирование экзаменационной творческой работы.
Тема 5. Экзаменационная творческая работа. Тема по выбору обучающихся. Работа в
материале.
Аудиторное занятие: Работа по эскизам в материале в соответствии с тематикой творческой
композиции.
Оборудование: бумага для набросков и эскизов, карандаш, линейка, глина (красная и белая),
вода, влажная ткань, салфетки, емкости для воды и хранения глиняного теста.
Тема 6. Подготовка работ к обжигу. Точение, тонирование, декорирование.
Практическая работа: Доведение изделий до законченного состояния, методом работы с
наждачной бумагой. Аккуратность и бережность в обращении с хрупкими, необожженными
изделиями. Деликатность в тонировании, чтобы не утратить первоначальную фактуру
изделия. До первого утильного обжига тонирование осуществляется с помощью ангобов.
Возможно дальнейшее декорирование глазурями.
Материал: Готовые высушенные изделия, наждачная бумага, стеки, резаки, растворы солей
металлов, ангобы.
Тема 7. Итоговый урок.
Этот урок позволяет проанализировать успех в усвоении материала представленного курса.
Кроме этого учащимся предлагается проанализировать свои работы. Восприятие изделий,
доведенных до «выставочного» варианта несколько иное, чем у необожженных. Учащиеся
демонстрируют свои знания о приемах работы с глиной, отмечая положительные и
отрицательные стороны у своих изделий.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Работа в материале. Керамика» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-выполнять работу различными техническими приемами,
-применять навыки коллективной работы над общим заданием,
-стилизовать объемную форму через пласт с использованием фактурных декоративных
элементов.
-самостоятельно формовать из целого куска,
-использовать способ ведения решать художественную форму изображаемого,
-выполнять работу разными способами (лепка фигуры из простейших составляющих,
работать «от общего к частному».
-выполнять объемные скульптуры малых форм из целого куска глины,
-выполнять различные виды рельефов (барельеф, горельеф, контррельеф),
-пользоваться керамическими красителями, ангобами, глазурями,
-работать на гончарном круге.
-использовать диапазон приобретенных знаний и практических навыков в
выполнении творческих работ,
-чувствовать взаимодействие объемов, масс, фактур и цвета в целостном стилистическом
единстве фактур и цвета в целостном стилистическом единстве композиции,
-оформлять работы.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний и умений:

5 год обучения;
-методы и порядок ведения работы в материале, способы декорирования.
Уметь:
- чувствовать сюжетную и пластическую взаимосвязь отдельных фигур в многофигурной
композиции.
6 год обучения;
Знать:
- как передавать художественный образ объекта в стилевом и пластическом единстве.
Уметь:
- самостоятельно создавать художественное произведение от эскизного проекта до готового
изделия.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля
знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется
проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Работа в материале. Керамика» являются текущая
и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества
освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация
проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим
преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Формы промежуточной аттестации:
• контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде
контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ
обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ
обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать творческий подход в выборе решения,
умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой. Итоговая работа
может быть выполнена в любой технике керамики.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5 классе или 6 классе (при 5-6летенем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»).
Итоговая аттестация в пятом (шестом) классах проводится в форме просмотра итоговых
работ. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки.
Теоретическая часть
Критерии оценок:
«5» - Обучающийся подробно рассказал содержание вопроса.
«4» - Обучающийся подробно рассказал содержание вопроса, но имелись небольшие
неточности в ответе.
«3» - Обучающийся не подробно рассказал содержание вопроса, имелись значительные
недочеты в ответе.

Практическая часть
Форма проведения: просмотр.
Критерии оценок:
«5» - Изделие выполнено аккуратно, с соблюдением технологических приемов, соблюдена
последовательность ведения работы, высокая степень самостоятельности при работе над
изделием.
«4» - Изделие выполнено достаточно аккуратно, незначительны отклонения в соблюдении
технологических
приемов,
соблюдена
последовательность
ведения
работы.
Самостоятельность достаточно высокая.
«3» - Изделие выполнено недостаточно аккуратно, отклонения в соблюдении
технологических приемов, не соблюдена последовательность ведения работы, низкий
уровень самостоятельности.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале.
Керамика» являются ориентировочными и могут изменяться. Это дает возможность педагогу
творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) четко укладываться в схему поэтапного
ведения работы. Программа реализует следующую схему этапов выполнения работы в
материале:
1.Знакомство с историей керамики.
2.Освоение различных приемов формовки керамических изделий.
3.Освоение приемов декорирования керамических изделий.
4.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Для успешного
результата в освоении программы «Работа в материале. Керамика» необходимы следующие
учебно-методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты, традиционные изделия народных промыслов.
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- интернет – ресурсы, презентационные материалы по тематике.
VI.Средства обучения.
Кабинет «Керамика». Оснащение:
1. Рабочее место преподавателя:
(стол, доска)
2.Рабочие столы для учащихся.
4.Стеллажи для материалов.
5. Контейнеры для индивидуальных материалов.
6. Гончарные круги.
7.Печи для обжига.
8.Ангобы.
9.Глазури.
10.Флюсы.
11. Соли и оксиды металлов.
12.Турникетки.

13. Посуда под воду.
14. Стеки скульптурные.
15. Клеенка для покрытия столов.
116. Полиэтиленовые пакеты.
VIII.Список методической литературы
1. Августинник А. Керамика [Текст].- Л.: Стройиздат, 1975.
2. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А.Технология производства и декорирование керамических
изделий [Текст]. – М.: Высш. шк., 1984.
3. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани: Серия «Учебный
курс» [Текст]. – Ростов н/Д; Феникс, 2000-352с.
4. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина, камень, песок. [Текст]. –
Л., 1973.
5. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. [Текст]. М., 1978.
6. Бородина Р.А. Изделия народных художественных промыслов. [Текст]. М.: Высш. шк.,
1990.
7. Бугумбаев М. Гончарное ремесло. Терракота . [Текст]. Ростов н/Д., 2000.
8. Бугумбаев М. Гончарное ремесло. Керамика. [Текст]. Ростов н/Д., 2000.272 с., ил.
9. Воронов Н.В. Искусство, рожденное огнем. [Текст]. – М., 1970.
10. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства. [Текст]. – М.: Искусство,
1982. – 577с., ил.
11. Долорс Росс.Керамика. Техника, приемы, изделия. [Текст]. - М.: Аст-Пресс, 2003
12. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. [Текст]. – Л.: Наука, 1991.
13. Иманов Г.М., Носов В.С., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики.
[Текст]. - М.: Высш. шк. 1990.
14. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. [Текст]. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2004.
15. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. Теоретические ъ
16. ъхзосновы
формообразования: учебник. [Текст]. – М.: Высш. шк., 1979.
17. Полянский В.И. Композиция в художественных ремеслах. [Текст]. – Екб.: ИД Сократ,
1999.
18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. [Текст].
– М.: Просвещение, 1980.
19. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси X-XIIIвв. [Текст]. – М.,1981.
20. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. [Текст]. – М.: Советский художник,1970.
21. Тихи О. Обжиг керамики. [Текст]. – М.: Стройиздат,1988.
22. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. [Текст]. – М.: Советская
Россия, 1984.
23. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. [Текст]. – М.: АстПресс,1997.-144 с.: ил. ISBN 5-7805-0094-0
24. Шорохов Е.В. Основы композиции. [Текст]. – М.: Просвещение,1979.
25. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративно рисования. [Текст]. – М.:
Просвещение,1974.
26. Пунанс Т. Искусство огня. Философия «Новой керамики».// Декоративное искусство и
предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов. [Текст]. – М. МГХПХ им.
Строганова. 2002. с.194-200.
27. Пунанс Т. Путь художественной керамики – от ремесла к искусству.// Декоративное
искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов. [Текст]. – М.
МГХПХ им. Строганова. 2002. с.189-193.
28. Чаварра Х. Ручная лепка/ Хоаким Чаварра; пер. с англ. Артемовой И.В. [Текст]. -М.:
АСТ: Астрель, 2006.-63,[1] с ил.-(Уроки керамики). ISBN5-17-017701

Список учебной литературы
1. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. [Текст]. – М.: АстПресс,1997.-144 с.: ил. ISBN 5-7805-0094-0
2. Чаварра Х. Ручная лепка/ Хоаким Чаварра; пер. с англ. Артемовой И.В. [Текст]. -М.:
АСТ: Астрель, 2006.-63,[1] с ил.-(Уроки керамики). ISBN5-17-017701

АННОТАЦИЯ
Программа учебного предмета «Художественная керамика» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
программе в области изобразительного искусства «Живопись», а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства.
Предлагаемая программа ставит своей целью привитие учащимся ряда знаний, умений и
навыков в области художественной керамики, направленных на развитие творческих
способностей учащихся.
Учебный предмет «Художественная керамика» реализуется при 8-летнем сроке обучения с 4
по 7 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33недели в год. Рекомендуемый
для освоения предмета «Художественная керамика» возраст детей - 11-18 лет. Занятия
проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе – от 8 до 12 человек.
Обучение учащихся искусству керамики строится на основе взаимосвязи процесса обучения
с процессами общего развития детей и их воспитания. Занятия подразделяются на
аудиторные занятия и самостоятельную работу. Для полноценного усвоения программы
предусмотрено введение самостоятельной работы, на которую отводится не более 50%
времени от аудиторных занятий.
Программа адресована преподавателям ДХШ и ДШИ, может быть использована для
обучения взрослых.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».