УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБУДОСО «НТ ДХШ»
________________ О.А. Турицина
«12» августа 2020г.
Рассмотрено педагогическим советом
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
«12» августа 2020 г.
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства
«Живопись»
Нижняя Тура, 2020год
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
Содержание образовательной программы:
1. Пояснительная записка………………………………………
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы «Живопись»……….……….…
3. Учебный план……………………………………..…………...
4. График образовательного процесса…………………………..
5. Программы учебных предметов………………...……………
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения обучающимися образовательной программы…….
7. Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности образовательного
учреждения……………………………………………………..
Приложения:
1. Учебный план.
2. График учебного процесса.
3. Программы учебных предметов.
страница
4
6
8
10
11
12
14
2
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
Пояснительная записка
I.
Приказом
Министерства
культуры
Российской
Федерации
от
12.03.2012 № 156 утверждены Федеральные государственные требования к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой
программе.
ФГТ
учитывают
возрастные
и
индивидуальные
особенности
обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения,
реализующие
профессиональные
образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Программа
«Живопись»
преемственности её
разработана
с
учетом
обеспечения
и основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области изобразительного искусства.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы
«Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
3
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
Срок освоения программы «Живопись» для детей, планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства, может быть увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу
«Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным
планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Живопись» образовательное
учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,
позволяющих
определить
наличие
способностей
к
художественно-
исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий представляет
самостоятельно выполненную творческую работу.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)
эстетического
и
всего
общества,
воспитания
образовательное
образовательную
и
учреждение
среду,
духовно-нравственного
художественного
создает
становления
комфортную
обеспечивающую
развития,
личности
развивающую
возможность
выявления
и
развития одаренных детей в области изобразительного искусства
ГБУДОСО «Нижнетуринская детская художественная школа» имеет
лицензию
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области на право ведения образовательной деятельности по
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
«Живопись»,
специально
квалифицированные
обеспечение,
кадры
позволяющие
оборудованные
классы-мастерские,
преподавателей,
учебно-методическое
успешно
реализовать
образовательную
программу.
4
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
II.
Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области художественного творчества:
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы
(объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения
технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над
пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы,
равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
5
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
- умения применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок",
"живопись", "композиция";
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в
художественной деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных
произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды.
Результатом освоения программы "Живопись" с дополнительным
годом обучения, сверх обозначенных выше предметных областей, является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных
школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности
рисунка и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные
материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом
решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
6
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной
проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного
искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
III.
Учебный план
Учебный план программы «Живопись» предусматривает следующие
предметные области:
изобразительное творчество;
пленэрные занятия;
история искусств
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2410
часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам
(УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной
грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов,
УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 495 часов, УП.05.Рисунок - 561
час, УП.06.Композиция станковая - 363 часа;
7
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов,
УП.02.История изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом
обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки
обязательной части составляет 2751,5 часа, в том числе по предметным
областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной
грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов,
УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 594 часа, УП.05.Рисунок - 660
часов, УП.06.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов,
УП.02.История изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 168 часов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет
общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1778,5
часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Художественное творчество: УП.01.Живопись - 495 часов,
УП.02.Рисунок - 561 час, УП.03.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа,
УП.02.История изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения ими дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются образовательным учреждением
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый на
занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
8
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся
по каждому предмету с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает
26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях образовательного
учреждения).
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к
контрольным
конкурсам
урокам,
и
зачетам,
другим
экзаменам,
мероприятиям.
просмотрам,
творческим
Консультации
проводятся
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме:
123 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 145 часов с
дополнительным годом обучения; Резерв учебного времени устанавливается
из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную
работу
обучающихся
и
методическую
работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания промежуточной аттестации с целью обеспечения самостоятельной
работой обучающихся на период летних каникул.
Приложение 1: Учебный план образовательного учреждения.
IV.
График образовательного процесса
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39
недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных
9
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы
- 33 недели. При реализации программы «Живопись» с дополнительным
годом обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом
классах составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель. В первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по
третьи классы – 13 недель, с четвертого по седьмой классы – 12 недель. При
реализации программы «Живопись» со сроком обучения 9 лет в восьмом
классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель.
Программа
обеспечивает
проведение
пленэрных
занятий
в
соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром
могут проводиться одну неделю в июне месяце и рассредоточено в
различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на
занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры, участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения.
Приложение 2: График образовательного процесса.
V.
В
Программы учебных предметов
соответствии
предпрофессиональной
с
учебным
общеобразовательной
планом
дополнительной
программы
«Живопись»
предусматривается реализация в учебном процессе программ следующих
учебных предметов:
Обязательная часть:
Предметная область (ПО.01). «Художественное творчество».
10
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
Учебные программы (УП):
УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» (1-3 класс);
УП.02. «Прикладное творчество» (1-3 класс);
УП.03. «Лепка» (1-3 класс);
УП.04. «Рисунок» (4-8 класс);
УП.05. «Живопись» (4-8 класс);
УП.06. «Композиция станковая» (4-8 класс);
ПО.02. «История искусств»
УП.01 «Беседы об искусстве» (1-3 класс);
УП.02. «История изобразительного искусства» (4-8 класс);
ПО.03. «Пленэрные занятия»
УП.01. Пленэр (4-8 класс);
Вариативная часть
УП.01. «Основы дизайн проектирования» (4-8 класс);
УП.02. «Художественные материалы и технологии» (6-8 класс);
Приложение 3: Программы по учебным предметам.
VI.
Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации
Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
в
образовательном учреждении используются контрольные работы,
устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры
учебных и творческих работ. Текущий контроль успеваемости
обучающихся
проводится
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут
11
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров
учебных и творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты
в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
учебные четверти и учебный год занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
По итогам
промежуточной аттестации обучающимся выставляются оценки
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
При
прохождении
продемонстрировать
итоговой
знания,
аттестации
умения
и
навыки
выпускник
в
должен
соответствии
с
программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
знание
закономерностей
построения
художественной
формы
и
особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями
ФГТ,
соответствовать
целям
и
задачам
программы
«Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений,
12
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области изобразительного искусства.
По завершении изучения учебных предметов по результатам
итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
документ установленной формы об окончании образовательного учреждения.
VII. Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения.
При
реализации
образовательном
образовательной
учреждении
программы
осуществляется
«Живопись»
методическая
в
работа,
направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе
– образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой
индивидуальности
обучающегося.
С
этой
целью
в
образовательном учреждении создаётся методический совет. Требования к
методической работе, порядок оценки её результатов определяются уставом
и локальным нормативным актом образовательного учреждения.
Среди форм методической работы: изучение проблем преподавания
учебных предметов и выработка рекомендаций для преподавателей,
проведение экспериментов, разработка новых учебных программ и методик,
организация их апробации, определение критериев оценки знаний, умений и
навыков
обучающихся,
поиск
и
организация
использования
в
образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и
образования,
организация
контактов
с
профессиональными
образовательными учреждениями среднего и высшего звена, организация
мастер - классов, методических выставок, проведение практических занятий
для преподавателей по рисунку и живописи.
13
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
Реализация образовательной программы «Живопись» обеспечивается
учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В
образовательном процессе используются учебники, учебно-методические
пособия,
хрестоматии,
аудио-,
видеоматериалы
и
другие
учебно-
методические материалы, перечень которых содержится в программах
учебных предметов.
В целях совершенствования постановки и уровня творческой
деятельности образовательного учреждения, соблюдения Федеральных
государственных
требований
при
реализации
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» в
школе создается Художественный Совет.
Совет:
осуществляет мониторинг организации в школе творческой
деятельности учащихся, соответствия постановки учебнотворческого
процесса
Федеральным
государственным
требованиям;
определяет
пути
повышения
качества
творческой
деятельности обучающихся;
вырабатывает
рекомендации
преподавателям
по
постановке образовательного процесса в части привития
навыков творческой деятельности;
намечает планы организации методических и творческих
выставок и мастер-классов;
участвует
в
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выпускников Школы.
В состав Художественного Совета входят директор Школы,
отвечающий за творческую деятельность в образовательном учреждении,
заместитель директора Школы по воспитательной и просветительской
работе, преподаватели – специалисты высшей квалификационной категории
14
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
– действующие художники, специалисты профессионального учебного
учреждения следующей ступени образования.
Творческая
и
образовательного
культурно-просветительская
учреждения
направлены
на
деятельность
развитие
творческих
способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения
лучших
достижений
отечественного
и
зарубежного
искусства,
их
приобщение к духовным ценностям. В этом направлении применяются такие
формы, как:
-
организация
творческой
деятельности
преподавателей,
посещение
учащимися их творческих мастерских, проведение мастер-классов;
-
посещение
творческих
мастерских
профессиональных
художников
живописцев и графиков, художников – прикладников, мастеров
художественных промыслов, проведение и посещение мастер-классов,
выставок;
- организация дополнительных форм обучения через факультативы по
живописи маслом, акрилом, гуашью, акварелью, печатной графике,
пастели;
- проведение выставок лучших работ учащихся ДХШ: «Рождественская
звезда» для учащихся младших отделений, тематических выставок для
учащихся ДХШ, городских выставок детского рисунка, выставок
дипломных
работ
выпускников
образовательного
учреждения,
персональных выставок;
- участие в выставках и конкурсах детского творчества различных уровней;
-
знакомство
с
другими
детскими
художественными
школами,
образовательными учреждениями культуры и искусства среднего и
высшего уровня профессиональной подготовки;
-
посещение
отечественных
специальной
литературой
и
зарубежных
и
Интернет
музеев,
-
знакомство
материалами
со
по
изобразительному искусству.
15
ГБУДОСО «НТ ДХШ»
- организация в школе постоянных экспозиций лучших работ по живописи,
академическому рисунку, станковой композиции.
- привлечение профессиональных художников, дизайнеров к работе
художественного Совета школы.
Методическая, творческая и культурно-просветительская деятельность
ДХШ детализируется в согласуемой с учредителем ежегодной программой
деятельности и квартальных планах работы.
16