ДПОП_живопись_8-9лет (1)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области
«Нижнетуринская детская художественная школа»

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
23 марта 2020 г.
Протокол № 5

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
от «24» марта 2020г. №12-ОД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»

нормативный срок обучения 8 (9) лет

г. Нижняя Тура, 2020
1

Содержание
страница
1.

Пояснительная записка………………………………………..

4

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы «Живопись»…….……….……...

6

3.

Учебный план……………………………………..…………...

8

4.

График образовательного процесса…………………………..

10

5.

Программы учебных предметов………………...……………

11

6.

Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения
обучающимися образовательной программы…………………

12

Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности образовательного
учреждения……………………………………………………..

14

7.

Приложения:
1.

Учебный план…………………………………………………..

2.

График учебного процесса……………………………………..

3.

Программы учебных предметов……………………………….

2

Пояснительная записка

I.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №
156 утверждены Федеральные государственные требования к минимуму
содержания,

структуре

предпрофессиональной

и

условиям

реализации

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
направлены на:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения,

реализующие

профессиональные

образовательные

программы в области изобразительного искусства.
Программа «Живопись» разработана с учетом обеспечения преемственности
её

и

основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего профессионального образования в области
изобразительного искусства.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Живопись»
для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок

освоения

поступление

в

программы

образовательные

«Живопись»
учреждения,

для

детей,

планирующих

реализующие

основные
3

профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства, может быть увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу
«Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам
с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Живопись» образовательное
учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей.

Отбор

детей

позволяющих

определить

проводится
наличие

в

форме

способностей

творческих
к

заданий,

художественно-

исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий представляет
самостоятельно выполненную творческую работу.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)
эстетического
образовательное

и

всего

воспитания

общества,
и

учреждение

духовно-нравственного

художественного
создает

становления

комфортную

развития,
личности

развивающую

образовательную среду, обеспечивающую возможность выявления и развития
одаренных детей в области изобразительного искусства
ГБУДОСО «Нижнетуринская детская художественная школа» имеет
лицензию

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области на право ведения образовательной деятельности по
дополнительной
«Живопись»,

предпрофессиональной
специально

общеобразовательной

оборудованные

программе

классы-мастерские,

квалифицированные кадры преподавателей, учебно-методическое обеспечение,
позволяющие успешно реализовать образовательную программу.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
4

- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок",
"живопись", "композиция";
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
5

Результатом освоения программы "Живопись" с дополнительным годом
обучения,

сверх

обозначенных

выше

предметных

областей,

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка
и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы
и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и
соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
III. Учебный план
Учебный план программы «Живопись» предусматривает следующие
предметные области:
 изобразительное творчество;
6

 пленэрные занятия;
 история искусств разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 8 лет общий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2410 часов, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное

творчество:

УП.01.Основы

изобразительной

грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов,
УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 495 часов, УП.05.Рисунок - 561 час,
УП.06.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История

искусств:

УП.01.Беседы

об

искусстве

-

98

часов,

УП.02.История изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения
к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной
части составляет 2751,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и
учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное

творчество:

УП.01.Основы

изобразительной

грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов,
УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 594 часа, УП.05.Рисунок - 660 часов,
УП.06.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История

искусств:

УП.01.Беседы

об

искусстве

-

98

часов,

УП.02.История изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 168 часов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет общий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1778,5 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
7

ПО.01.

Художественное

творчество:

УП.01.Живопись

-

495

часов,

УП.02.Рисунок - 561 час, УП.03.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История

искусств:

УП.01.Беседы

об

искусстве

-

49,5

часа,

УП.02.История изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения ими дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы
вариативной

части

определяются

образовательным

учреждением

самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый на
занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому предмету с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26
часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного
учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты
и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях образовательного учреждения).
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; Резерв учебного
времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
8

на

самостоятельную

работу

обучающихся

и

методическую

работу

преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания промежуточной аттестации с целью обеспечения самостоятельной
работой обучающихся на период летних каникул.
Приложение 1: Учебный план образовательного учреждения.
IV. График образовательного процесса
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39
недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33
недели. При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом классах
составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. В
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по
третьи классы – 13 недель, с четвертого по седьмой классы – 12 недель. При
реализации программы «Живопись» со сроком обучения 9 лет в восьмом классе
устанавливаются каникулы объемом 12 недель.
Программа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с
графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну
неделю в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года.
Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры, участие обучающихся в
творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного учреждения.
Приложение 2: График образовательного процесса.
9

V. Программы учебных предметов
В соответствии с учебным планом дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Живопись» предусматривается реализация в
учебном процессе программ следующих учебных предметов:
Обязательная часть:
Предметная область (ПО.01). «Художественное творчество».
Учебные программы (УП):
УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» (1-3 класс);
УП.02. «Прикладное творчество» (1-3 класс);
УП.03. «Лепка» (1-3 класс);
УП.04. «Рисунок» (4-8 класс);
УП.05. «Живопись» (4-8 класс);
УП.06. «Композиция станковая» (4-8 класс);
ПО.02. «История искусств»
УП.01 «Беседы об искусстве» (1-3 класс);
УП.02. «История изобразительного искусства» (4-8 класс);
ПО.03. «Пленэрные занятия»
УП.01. Пленэр (4-8 класс);
Вариативная часть
УП.01. «Скульптура» (4-8 класс);
УП.02. «Цветоведение» (1-3 класс);
УП.03. «Керамика»
Приложение 3: Программы по учебным предметам.
VI. Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации
Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
10

В качестве средств текущего контроля успеваемости в образовательном
учреждении используются контрольные работы, устные опросы, письменные
работы, тестирование, просмотры учебных и творческих работ. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде письменных работ, устных опросов, просмотров учебных и творческих
работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих учебные четверти и учебный год
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляются оценки
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание

профессиональной

терминологии,

основных

работ

мастеров

изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей
ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
11

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Живопись» и
её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области изобразительного искусства.
По завершении изучения учебных предметов по результатам итоговой
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ
установленной формы об окончании образовательного учреждения.
VII. Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения.
При

реализации

образовательном

образовательной

учреждении

программы

осуществляется

«Живопись»

методическая

в

работа,

направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе –
образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в образовательном
учреждении создаётся методический совет. Требования к методической работе,
порядок оценки её результатов определяются уставом и локальным нормативным
актом образовательного учреждения.
Среди форм методической работы: изучение проблем преподавания учебных
предметов

и

выработка

рекомендаций

для

преподавателей,

проведение

экспериментов, разработка новых учебных программ и методик, организация их
апробации, определение критериев оценки

знаний, умений и

навыков

обучающихся, поиск и организация использования в образовательном процессе
образовательных
отечественного

технологий,

основанных

на

лучших

достижениях

образования в сфере культуры и искусства, а также

современного развития изобразительного искусства и образования, организация
контактов с профессиональными образовательными учреждениями среднего и
12

высшего звена, организация мастер - классов, методических выставок,
проведение практических занятий для преподавателей по рисунку и живописи.
Реализация

образовательной

учебно-методической
образовательном

программы

документацией

процессе

по

используются

«Живопись»

всем

обеспечивается

учебным

учебники,

предметам.

В

учебно-методические

пособия, хрестоматии, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические
материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.
В целях совершенствования постановки и уровня творческой деятельности
образовательного учреждения, соблюдения Федеральных государственных
требований

при

реализации

общеобразовательной

дополнительной

предпрофессиональной

программы

«Живопись»

в

мониторинг

организации

в

школе

создается

Художественный Совет.
Совет:


осуществляет

школе

творческой

деятельности учащихся, соответствия постановки учебно-творческого процесса
Федеральным государственным требованиям;


определяет

пути

повышения

качества

творческой

деятельности

обучающихся;


вырабатывает

рекомендации

преподавателям

по

постановке

образовательного процесса в части привития навыков творческой деятельности;


намечает планы организации методических и творческих выставок и

мастер-классов;


участвует в промежуточной и итоговой аттестации выпускников

Школы.
В состав Художественного Совета входят директор Школы, отвечающий за
творческую деятельность в образовательном учреждении, заместитель директора
Школы по воспитательной и просветительской работе, преподаватели –
специалисты высшей квалификационной категории – действующие художники,
специалисты профессионального учебного учреждения следующей ступени
образования.
13

Творческая и культурно-просветительская деятельность образовательного
учреждения направлены на развитие творческих способностей обучающихся,
пропаганду

среди

различных

слоев

населения

лучших

достижений

отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.
В этом направлении применяются такие формы, как:
-

организация

творческой

деятельности

преподавателей,

посещение

учащимися их творческих мастерских, проведение мастер-классов;
-

посещение

творческих

мастерских

профессиональных

художников

живописцев и графиков, художников – прикладников, мастеров художественных
промыслов, проведение и посещение мастер-классов, выставок;
- организация дополнительных форм обучения через факультативы по
живописи маслом, акрилом, гуашью, акварелью, печатной графике, пастели;
- проведение выставок лучших работ учащихся ДХШ: «Рождественская
звезда» для учащихся младших отделений, тематических выставок для учащихся
ДХШ, городских выставок детского рисунка, выставок дипломных работ
выпускников образовательного учреждения, персональных выставок;
- участие в выставках и конкурсах детского творчества различных уровней;
-

знакомство

с

другими

детскими

художественными

школами,

образовательными учреждениями культуры и искусства среднего и высшего
уровня профессиональной подготовки;
-

посещение

отечественных

и

зарубежных

музеев,

знакомство

со

специальной литературой и Интернет - материалами по изобразительному
искусству.
- организация в школе постоянных экспозиций лучших работ по живописи,
академическому рисунку, станковой композиции.
- привлечение профессиональных художников, дизайнеров к работе
художественного Совета школы.
Методическая, творческая и культурно-просветительская деятельность ДХШ
детализируется

в

согласуемой

с

учредителем

ежегодной

программой

деятельности и квартальных планах работы.
14

Приложение 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Структура и объём ОП

5338

2387

2951

Обязательная часть

4482

1959

2523

Художественное творчество

3752

1745

2007

ПО.01 УП.01

Основы изобразительной
грамоты и рисование

392

196

196

2,4

ПО.01 УП.02

Прикладное творчество

294

98

196

ПО.01 УП.03

Лепка

294

98

ПО.01 УП.04

Рисунок3)

891

ПО.01 УП.05

Живопись

ПО.01 УП.06

Композиция станковая

ПО.01.

8-ой класс

9

7-ой класс

8

6-ой класс

7

5-ый класс

6

4-ый класс

экзамены

5

2

3-ый класс

зачёты, контрольные уроки

4

1

2-ый класс

индивидуальные занятия

3

Наименование частей,
предметных областей, разделов
и учебных предметов

Распределение по годам обучения

1-ый класс

мелкогрупповые занятия

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)2)

групповые занятия

Аудиторные
занятия
(в часах)

трудоёмкость в часах

Самост.
работа

трудоёмкость в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Количество недель аудиторных занятий
32
0

33
11

33
12

33
13

33
14

33
15

33
16

33
17

Недельная нагрузка в часах

6

2

2

2

2,4,6

2

2

2

196

2,4,6

2

2

2

396

495

7,9…-15

8….14

3

3

3

4

4

957

396

561

8…12.16

14

3

3

3

3

3

924

561

363

7,9…15

8…-14

2

2

2

2

3

15

ПО.02.

История искусства

477

214

ПО.02.УП.01

Беседы об искусстве

147

49

ПО.02.УП.02

История изобразительного
искусства

330

165

263
98
165

Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
ПО.03.
ПО.03.УП.01

4229

2,4,6

1959

8…-14

1

1

1

1

1

7

7

9

9

9

10

11

2270

11,
5

11,
5

11,
5

17

17

17

21

22

28

28

28

28

28

2

2

2

1

1

1

1

140

Пленэр

140

140

8..16

2410
4369

1959

2410

Количество контрольных уроков, зачётов,
экзаменов по трём предметным областям:

34

В.00

Вариативная часть5)

856

428

428

В.01.

Скульптура

528

264

264

8…-16

В.02

Цветоведение

196

98

98

2,4,6

В.03

Керамика

132

66

66

14,16

В.05

История искусства
(музыкального, театрального,
киноискусства)
Композиция прикладная

В.06

Компьютерная графика

х

В.07

Фотография

х

В.04

1

7

140

Максимальная нагрузка по трём предметным
областям:

1

2270

Пленэрные занятия4)

Аудиторная нагрузка по трём предметным
областям:

1

10

1

1

1

х
х

16

В.08
В.09

Художественное оформление
книги
Графическая композиция

х
х

Всего аудиторная нагрузка с учётом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учётом
вариативной части6):

5225

2387

2838

8

8

8

11

11

11

12

13

5085

13,
5

13,
5

13,
5

21

21

21

25

26

Всего количество контрольных уроков,
зачётов, экзаменов:
К.04.00

Консультации

44
113

10
Годовая нагрузка в часах

113

К.04.01

Основы изобразительной
грамоты и рисование

6

2

2

2

К.04.02

Прикладное творчество

6

2

2

2

К.04.03

Лепка

6

2

2

2

К.04.04

Рисунок

20

4

4

4

4

4

К.04.05

Живопись

20

4

4

4

4

4

К.04.06

Композиция станковая

40

8

8

8

8

8

К.04.07

Беседы об искусстве
История изобразительного
искусства

2

2

2

2

4

1

1

1

1

0

К.04.08
А.05.00
ПА.05.01
ИА.05.02
ИА.05.02.01.
ИА.05.02.02

3

Итоговая
Композиция станковая
История изобразительного
искусства

Резерв учебного времени

1

1

12

Аттестация
Промежуточная аттестация
(экзаменационная)

1

Годовой объём в неделях
7

1

1

1

2

2
1
1
8

1

1

1

1

1

1

1

1

17

в общей трудоёмкости образовательной программы (далее - ОП) на выбор образовательного учреждения (далее - ОУ) предлагается минимальное и
максимальное количество часов (без учёта и с учётом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества
часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ОУ
самостоятельно. Объём времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия преподавателя с обучающимися, может составлять до 20% от
объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объём времени на самостоятельную работу по
учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объёма времени аудиторных занятий. При формировании ОУ "Вариативной
части" ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для
педагогических работников.

1)

в колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера
полугодий обозначают полный цикл обучения - 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считат "и так далее"
(например "1.3.5....-15" имеются ввиду все нечётные полугодия, включая 15-ый; "9-12" - и чётные и нечётные полугодия с 9 по 12-ый). Форму проведения
промежуточной аттестации в виде зачётов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ
устанавливает самостоятельно в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета
формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
По усмотрению ОУ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
2)

занятия по учебным предметам "Рисунок", "Живопись", имеющие целью изучения человека, обеспечиваются натурой. Время, отведённое для работы с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4)
занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объём учебного времени, отводимого на занятия пленэром,
составляет 28 часов в год.
3)

в данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ может:
воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить
наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части
должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачётом или экзаменом). Знаком "х" обозначена
возможность реализации предполагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
5)

6)

объём максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки - 14 часов.

консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается ОУ из расчёта одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
18
7)

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед
промежуточной аттестацией, так и после её окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия - от 8 человек;
мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.
2. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального
общего и основного общего образования, реального объёма активного времени суток и планируется в 6 классе следующим образом:
- прикладное творчество - по 1 часу в неделю;
- лепка по 1 часу в неделю;
- основы изобразительной грамоты - по 1 часу в неделю;
- рисунок 4 - 6 классы - по 2 часа в неделю; 7-8 классы по 3 часа;
- живопись - 4-5 классы - по 2 часа; 6-8 классы по 3 часа;
- композиция станковая – 4 - 6 классы - по 3 часа; 7-8 классы по 4 часа;
- беседы об искусстве - по 0,5 часа в неделю;
- история изобразительного искусства - по 1 часу в неделю.
3. Бюджет времени в неделях

Классы

Аудиторные занятия, в том Промежуточная
числе промежуточная
аттестация
аттестация в виде зачётов (экзаменационна
и контрольных уроков
я)

Резерв
учебного
времени

Пленэр

Итоговая
аттестация

Каникулы

Всего

I

32

1

1

0

18

52

II

33

1

1

0

17

52

III

33

1

1

0

17

52

IV

33

1

1

1

16

52

V

33

1

1

1

16

52

VI

33

1

1

1

16

52

VII

33

1

1

1

16

52

VIII

33

0

1

0

4

40

2

19

Итого:

263

7

8

4

2

120

404

Настоящий учебный план создан на основе рекомендованного примерного учебного плана ИРОСКИ (Институт развития образования в сфере культуры и
искусства) г. Москва для предпрофессиональной образовательной программы "Живопись"

20

Пиложение 2
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись"

Обозначения:

3 промежуточная аттестация

ИП

К
К
К
К
К
К
К
К

К
К
К
К
К
К
К
К

К
К
К
К
К
К
К
К

Всего

К
К
К
К
К
К
К
К

Каникулы

К
К
К
К
К
К
К
К

Итоговая аттестация

К
К
К
К
К
К
К
К

Резерв учебного времени

К
К
К
К
К
К
К
К

29 - 30

К
К
К
К
К
К
К
К

22 - 28

27.06 - 03.07

К
К
К
К
К
К
К
К

15 - 21

Р

К
К
К
К
К
К
К
К

1-7

Р

К
К
К
К
К
К
К
К

8 - 14

Р

К
К
К
К
К
К
К
К

25 - 31

Р

К
К
К
К
К
К
К
К

18 - 24

Р

К
К
К
К
К
К
К
К

4 - 10

Р

З
З
З
З
З
З
З
И

август

11 - 17

Р

июль

20 - 26

23 - 29
Р

30.05. - 31.05

16 - 22

2-8

9 - 15

18 - 24

25.04. - 01.05

4 - 10

11 - 17

28.03. - 03.04

7 - 13

21 - 27

28.02 - 6.03

7 - 13

14 - 20

24 - 30

31.01. - 6.02

17 - 23

10 - 16

20 - 26

6 - 12

13 - 19

29.11 - 05.12.

22 - 28

8 - 14

15 - 21

аудиторные занятия

К
К
К
К
К
К
К
К

июнь

13 - 19

8

З
З
З
З
З
З
З
З

май

1-5

7

К

апрель

6 - 12

6

К
К
К
К
К
К
К
К

март

21 - 27

5

З
З
З
З
З
З
З
З

февраль

14 - 20

4

январь

27.12 - 29.12

3

К
К
К
К
К
К
К
К

декабрь

30.12. - 09.01.

З
З
З
З
З
З
З
З

1
2

01.11. - 07.11.

ноябрь

25 - 31

18 - 24

11 - 17

04 - 10

20 - 26

октябрь

27.09. - 03.10.

4 - 11

13 - 19

классы

1-3

сентябрь

Промежуточная аттестация

2. Сводные данные
по бюджету
времени в неделях

1. График образовательного процесса

Аудиторные занятия

Срок обучения 8 лет

32

1

1

18 52

33
33
33
33
33
33
33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17
17
17
17
17
17
17

1

52
52
52
52
52
52
53

итоговый просмотр

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».