Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Нижнетуринская детская художественная школа» Дополнительная общеразвивающая программа в области декоративно прикладного творчества «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 2023г. 0 «РАССМОТРЕНО» Педагогическим советом «12.01.2023г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУДОСО «НТ ДХШ» _____________________Собянина М.С. 12.01.2023г. Разработчики: Жукова И.И. – преподаватель ГБУДОСО «НТ ДХШ Медведева Т.П. - преподаватель ГБУДОСО «НТ ДХШ Силантьева А.В. – преподаватель ГБУДОСО «НТ ДХШ Рецензент: Румянцева Л.В. – преподаватель высшей категории ГБУДОСО «НТ ДХШ» 1 Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство». Планируемые результаты освоения обучающимися общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство». 3. Учебный план. 4. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися общеразвивающей программы «Изобразительное искусство». 5. Требования к условиям реализации общеразвивающей программы «Декоративноприкладное искусство». 2 I. Пояснительная записка Общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств. Основой творческого развития личности является постановка художественнообразного мышления, основы которого закладываются в детстве и далее формируются в сфере художественного образования. Основной целью современного художественного образования является создание условий для реализации общеразвивающей программы в области изобразительного искусства, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДХШ должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства; использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования. Содержание и организация образовательного процесса в школе искусств направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. В программе решаются как мотивационные задачи развития потребности в художественном творчестве, так и задачи поэтапного освоения средств и методов художественной деятельности. Предлагаемая программа ориентирована на раскрытие и развитие в каждом ребенке потенциально заложенных возможностей творчества посредством создания художественных образов. Цель программы: - выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства и создание условий для их художественного, эстетического воспитания, духовно нравственного развития. 3 Задачи: - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности; - развитие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности; - изучение видов и техник декоративно-прикладного искусства; - изучение основных выразительных средств изобразительного искусства; - изучение основ цветоведения и композиции; - выработка навыков передачи формы, характера предмета; - освоение различных художественных материалов и техник. Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, - 8- 12 лет. II. Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство». Общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства должна обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Общеразвивающая программа в области искусств реализуется посредством: • личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; • вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; • развития творческих способностей ребенка, достаточных для его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств. При реализации общеразвивающей программы в области искусств ДПИ образовательная организация устанавливает самостоятельно: планируемые результаты 4 освоения образовательной программы; график образовательного процесса и промежуточной аттестации; содержание и форму итоговой аттестации; систему и критерии оценок. Реализация общеразвивающей программы в области искусств ДПИ должна способствовать: - формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности. С этой целью содержание общеразвивающей программы в области искусств ДПИ должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве. Рабочий учебный план программы сгруппирован по следующим предметным областям: учебные предметы художественно-творческой подготовки, учебный предмет историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору. Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение учащимися начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков. Планируемые результаты освоения обучающимися общеразвивающей программы «Декоративно- прикладное искусство». Результатом освоения общеразвивающей программы в области декоративноприкладного искусства, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков. В области художественно-творческой подготовки: - знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства; - умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел - навыков работы в различных техниках и материалах; - навыков подготовки работ к экспозиции. В области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний о видах народного художественного творчества; - первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области 5 декоративно-прикладного искусства; - знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел; - знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел. III. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы в области декоративно- прикладного искусства (3-х годичное обучение) Промежуточные просмотры 1.1 Рисунок 17 34 1 1 1 1-5 Основы декоративно1.2 прикладного творчества 17 34 1 1 1 1-5 6 Учебные предметы 1 художественнотворческой подготовки Итоговый просмотр В год Наименование учебных предметов В полугодие № п/п Аудиторные Промежуточная и занятия Распределение по годам обучения итоговая аттестация (в часах) (по полугодиям) 1 класс 2 класс 3класс Количество недель аудиторных занятий в год 34 34 34 Недельная нагрузка по предметам (в часах) 6 3.1 Композиция прикладная 34 68 2 2 2 1-5 6 3.2 Композиция станковая 17 34 1 1 1 1-5 6 Общая недельная нагрузка 85 170 5 5 5 Общая нагрузка в часах за год 170 IV. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися общеразвивающей программы «Декоративно- прикладное искусство». 6 Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе в области декоративно-прикладного искусства. Промежуточная аттестация проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по учебным предметам; уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончанию полугодий учебного года, при этом в каждом полугодии – по всем учебным предметам. Во время проведения промежуточной аттестации в форме просмотра (по окончанию каждого полугодия) присутствует весь педагогический коллектив ДХШ. Текущие просмотры, проводимые в течение учебного года в рамках одного класса, планируются и проводятся преподавателем самостоятельно. Промежуточная аттестация в форме устного зачета или письменной работы проводится преподавателем самостоятельно (в рамках одного класса). Промежуточная аттестация (экзамены, зачеты, контрольные уроки) может проходить в виде просмотров, выставок, творческих показов, письменных работ, устных опросов. Основными формами промежуточной аттестации в ДХШ являются зачет (в форме просмотра), устный опрос или письменная работа. Промежуточная аттестация проводится в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. С целью подготовки к просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям предусматривается проведение консультаций для обучающихся. Консультации могут проводиться в счет резерва учебного времени. Для аттестации обучающихся образовательным учреждением разрабатываются оценочные средства, включающие типовые задания и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные обучающимися знания, умения, навыки. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам образовательной программы, учебному плану, обязаны обеспечить оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков. Фонды оценочных средств включаются в структуру Образовательной программы и утверждаются Педагогическим советом вместе с программами по Учебным предметам. Промежуточная аттестация предусмотрена по каждому учебному предмету, что отражено в учебном плане ДХШ. Промежуточная аттестация в форме просмотра, устного опроса или письменной работы проводится в конце полугодий в счет объема времени, отводимого на изучение учебных предметов. При проведении промежуточной 7 аттестации используется пятибалльная система оценивания: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). При проведении итоговой аттестации качество подготовки обучающихся фиксируется в зачетной ведомости. Критерии оценок По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» Рисунок Оценка 5 «отлично» Предполагает: - самостоятельный выбор формата; - правильную компоновку изображения в листе; - последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; - умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала; - владение линией, штрихом, тоном; - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; - умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; - творческий подход. Оценка 4 «хорошо» Допускает: - некоторую неточность в компоновке; - небольшие недочеты в конструктивном построении; - незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений; - некоторую дробность и небрежность рисунка. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: - грубые ошибки в компоновке; - неумение самостоятельно вести рисунок; - неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка; - однообразное использование графических приемов для решения разных задач; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. Прикладная композиция 8 Оценка 5 «отлично» - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. Оценка 4 «хорошо» - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. Оценка 3 «удовлетворительно» - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Основы декоративно-прикладного творчества Художественная роспись - «5» (отлично) ставится за выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, знание технологии. - «4» (хорошо) ставится за выполнение работы с незначительными недоработками, если в работе присутствует небрежность, неполная теоретическая подготовка. - «3» (удовлетворительно) ставится за выполненную работу под руководством преподавателя с незначительным участием учащегося, с неаккуратностью и неряшливостью, отсутствие теоретической базы. Подготовка творческого проекта- форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания: презентации, творческой композиции. - «5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; - «4» -учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; - «3» тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. Итоговая аттестация проводится для выпускников ДХШ, освоивших дополнительную общеразвивающую программу в области декоративно-прикладного искусства и не имеющих задолженности по учебным дисциплинам в текущем учебном году. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В ДХШ предусматриваются следующие виды выпускных экзаменов: просмотр, выставка, письменный или устный ответ. 9 Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения учебной программы на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося. Учащимся не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (болезнь, другие исключительные случаи документально подтвержденные), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из ДХШ в течении 6 месяцев с момента подачи документа, подтверждающего наличие уважительной причины. По результатам проведения итоговой аттестации выпускнику выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании ДХШ. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившим неудовлетворительный результат выдается справка установленного ДХШ образца. Учащимся, прошедшим итоговую аттестацию выдается документ, форма которого разрабатывается администрацией Школы самостоятельно. Копия свидетельства об окончании ДХШ хранится в личном деле выпускника. V. Требования к условиям реализации общеразвивающей программы «Декоративно- прикладное искусство». Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ того или иного вида искусств требует предусматривать при реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально. Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек. Продолжительность академического часа устанавливается уставом образовательной организации и может составлять от 30 минут в 1-2-м классах, до 40 минут. Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной 10 деятельности в ДХШ при реализации ДШИ предпрофессиональных и общеразвивающих программ рекомендуется устанавливать общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 недели, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул - не менее 13 недель. Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно обеспечиваться за счет: - доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств; - наличия комфортной развивающей образовательной среды; - наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Реализация общеразвивающей программы ДПИ должна обеспечиваться учебнометодической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем. Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Материально-технические условия ДХШ должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой ДПИ, разработанной образовательной организацией. Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. 11 Учебно-тематический план первого года обучения по предмету РИСУНОК № п/п I полугодие l-го года обучения Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальна я учебная нагрузка 1 час 1. Штрих, линия, пятно, тон Упражнения. практические занятия lчас 2. Сюжетная композиция: «Человек, дерево, дом» практические занятия 2 часа 3. Линия, пятно. Равновесие в композиции. Упражнения практические занятия 1 час 1 час 4. Замкнутая линия. Силуэтное рисование. Упрощение изображения до силуэта практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа 3 часа 3 часа 2 часа 2 часа 5. 6. 7. Фактуры. Упражнения Изображения фактур на. различных поверхностях Композиция «Шахматный город» с передачей фактур Композиция «Чаепитие Силуэтное рисование». практические занятия практические занятия Количество часов в полугодии 2 часа 17 часов II полугодие 1-го года обучения 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Рисование с натуры муляжей овощей и фруктов Рисование с натуры 2-3 бытовых предметов Композиция «Чудо –дерево» Использование фактур пятен силуэтного рисования. Композиция «Кружева паутинки». Природа и фантазия Рисование различных пород деревьев в разное время года Рисование с натуры мягких игрушек. Передача материальности Рисование трав и цветов практические занятия практические занятия практические занятия практические занятия практические занятия практические занятия практические занятия 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 2 часа Количество часов в полугодии 17 часов Общее количество часов 34 часа 12 Учебно-тематический план второго года обучения по предмету РИСУНОК I полугодие 2-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Передача пространства на плоскости листа. Плановость. Упражнения практические занятия 2 часа 2 часа 2. Рисование с натуры. Натюрморт «Дары осени» практические занятия 4часа 4 часа 3. Правила изображения Пропорции. Упражнения человеческой фигуры. практические занятия 2 часа 2 часа 4. Линейные наброски фигуры человека с натуры практические занятия 2 часа 2 часа 5. Прорыв плоскости листа убегающей линии с изменением толщины и ее положения. Упражнения практические занятия 2 часа 2 часа 6. Передача статики и динамики в изображении. Упражнения практические занятия 2 часа 2 часа 7. Пропорции лица человека. Выражение положительных и отрицательных эмоций практические занятия 3 часа 3 часа Количество часов в полугодии № п/п 8. 9. 10. 11. 12. 17 часов II полугодие 2-го года обучения Графическое изображение чучел птиц и животных. Наброски Геометрический пейзаж. Тональные отношения Рисование с натуры комнатного растения «Мой знакомый робот». Составление игрушки из геометрических фигур Понятие перспективы. Упражнения Количество часов в полугодии Общее количество часов за год практические занятия 4часа 4 часа 4часа 4 часа 4часа 4 часа практические занятия 3 часа 3 часа практические занятия 2 часа 2 часа практические занятия практические занятия 17 часов 34 часа 13 Учебно-тематический план третьего года обучения по предмету РИСУНОК I полугодие 3-го года обучения № п/п Название темы, задания Понятие симметрии. «Декоративная бабочка». Тональные отношения Равномерное заполнение 1. 2. плоскости листа штрихом, растяжка тона. Упражнения Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка практические занятия 3 часа 3 часа практические занятия 3 часа 3 часа 3. Движение фактур в плоскости, их пересечение «Космическое пространство» практические занятия 3 часа 3 часа 4. Визирование пропорций. Рисование предметов или их силуэтов на сравнение практические занятия 3 часа 3 часа 5. Стилизация предметов на основе элементов филиграни практические занятия 3 часа 3 часа 6. Копирование орнаментов по образцу с разной контрастностью тона практические занятия 2 часа 2 часа Количество часов в полугодии № п/п 17 часов II полугодие 3-го года обучения 7. Пропорция лица человека. Карнавальная маска практические занятия 2 часа 2 часа 8. Геометрические тела: шар, конус, куб, призма Беседа, практические занятия 1 час 1 час Рисование игрушек шарообразной формы Эскизы игрушек призматической формы небольшой толщины практические занятия 3 часа 3 часа практические занятия 3 часа 3 часа Наброски фигуры человека. Силуэт, пластика практические занятия 3 часа 3 часа практические занятия 5 часов 5 часов 9. 10. 11. 12. Рисование русской избы в пейзаже. Анализ архитектурной формы Количество часов в полугодии Общее количество часов за год 17 часов 34 часа 14 Учебно-тематический план первого года обучения по предмету ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА I полугодие l-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Узор и орнамент. Принципы построения. Зарисовки схем построения на различных формах. практические занятия 2 часа 2 часа 2. Дымковская роспись. Зарисовка элементов практические занятия 2 часа 2 часа 3. Барыня, кормилица, конь, индюк. Рисование формы и оформление орнаментом. практические занятия 2 часа 2 часа 4. Городецкая роспись. Зарисовка элементов. Составление орнамента практические занятия 2 часа 2 часа 5. Роспись предмета сложной формы. Разделочная доска, прялка. практические занятия 3 часа 3 часа 6. Матрешка. Зарисовка вариантов оформления. Создание своего образа практические занятия 3 часа 3 часа 7. Композиция «На ярмарке» с использованием элементов народной росписи практические занятия 3 часа 3 часа Количество часов в полугодии № п/п 8. 9. 17 часов II полугодие l-го года обучения Гжельская роспись. Освоение традиционных форм и приемов росписи Оформление предметов сложной формы. Чайник, масленка, сахарница практические занятия 2 часа 2 часа практические занятия 4 часа 4 часа 15 10. Жостовская роспись. Многообразие форм и вариантов композиционного оформления практические занятия 2 часа 2 часа 11. Роспись подноса «Летний сад» практические занятия 4 часа 4 часа 12. Лубочная картинка. Многообразие сюжетов, особенности оформления практические занятия 2 часа 2 часа 13. Оформление пословицы, поговорки в технике лубочного рисования практические занятия 3 часа 3 часа Количество часов в полугодии 17 часов Общее количество часов за год 34 часа 16 Учебно-тематический план второго года обучения по предмету ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА I полугодие 2-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Пейзаж. Коллаж, выполнение рваным способом практические занятия 4 часа 4 часа 2. Натюрморт. Знакомство с техникой Монотипия практические занятия 2 часа 2 часа 3. «Портрет осени». Работа с природным материалом практические занятия 4 часа 4 часа 4. «Кого я видел в зоопарке» Работа с мятой бумагой практические занятия 4 часа 4 часа 5. Знакомство с техникой оригами практические занятия 3 часа 3 часа Количество часов в полугодии № п/п 6. 7. 8. 9. 17 часов II полугодие 2-го года обучения Гравюра на картоне. Материалы, инструменты, технология Гравюра на картоне «В море», с использованием минимального количества цветов на контрасте Беспредметный коллаж на заданную тему «Завод», «Часы», «Город», «Четыре стихии» Лепка животных различными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным Количество часов в полугодии Общее количество часов за год Беседа, практические занятия 1 час 1 час практические занятия 6 часов 6 часов практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 6 часов 6 часов 17 часов 34 часа 17 Учебно-тематический план третьего года обучения по предмету ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА № п/п I полугодие 3-го года обучения Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1 Граттаж «Наскальные рисунки» практические занятия 3 часа 3 часа 2 Рельеф с использованием древнеегипетских мотивов растительного или зооморфного орнамента практические занятия 4 часа 4 часа 3 Объемный коллаж «Греческий храм» практические занятия 6 часов 6 часов 4 Оформление античных сосудов древнегреческим геометрическим или растительным орнаментом практические занятия 4 часа 4 часа Количество часов в полугодии 17 часов № II полугодие 3-го года обучения п/п Лепная композиция по Беседа, мотивам русских народных практические 5 6 часов сказок занятия Портрет русской красавицы. практические 6 Сарафанный комплекс. 6 часов занятия Коллаж 7 Конструирование практические скоморошьих масок из бумаги занятия и др. материалов Количество часов в полугодии Общее количество часов за год 5 часов 6 часов 6 часов 5 часов 17 часов 34 часа 18 Учебно-тематический план первого года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ I полугодие l-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Ритм в полосе. Простые формы. Аппликация практические занятия 2 часа 2 часа 2. Ритм в шахматном порядке. Простые формы. Аппликация практические занятия 2 часа 2 часа 3. Различные приемы работы с бумагой. Аппликация внахлест. практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа 4. 5. Знакомство с традиционными приемами лепки. «Каргопольская игрушка» Работа с природными материалами. Аппликация из сухих листьев 6. Аппликация с элементами конструирования практические занятия 4 часа 4 часа 7. Создание объемных фигур практические занятия 4 часа 4 часа 8. Создание объемной многослойной композиции «Зимний пейзаж» практические занятия 5 часов 5 часов 9. Создание объемных персонажей практические русских сказок занятия 5 часов 5 часов Количество часов в полугодии № п/п 34 часа II полугодие l-го года обучения 10. Пластилиновая живопись. Композиция «Снегирю> практические занятия 4 часа 4 часа 11. Аппликация «Герои русских сказок» Беседа, практические занятия 4 часа 4 часа 12. Коллаж с использованием различных материалов практические занятия 6 часов 6 часов 19 13. 14. 15. 16. Аппликация с натуры в технике обрыва бумаги «Моя любимая игрушка» Декоративное панно в технике Мозаика Знакомство с техникой граттажа. Декоративные цветы Знакомство с техникой ажурного вырезания Количество часов в полугодии Общее количество часов за год практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 6 часов 6 часов практические занятия 6 часов 6 часов практические занятия 4 часа 4 часа 34 часа 68 часов 20 Учебно-тематический план второго года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ 1 полугодие 2-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Передача статики и динамики через компоновку пятна в формате. практические занятия 2 часа 2 часа 2. Аппликация Равновесие силуэтов в формате. Симметрия. Аппликация практические занятия 2 часа 2 часа 3. Виды компоновки: Движение группы пятен и их оживление. Аппликация практические занятия 2 часа 2 часа 4. Линейные ритмы повтора и чередования. Украинская вытынанка. практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 6 часов 6 часов практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 6 часов 6 часов 5. 6. 7. Линейные ритмы. Прогрессия тона, цвета, размера. Использование штампов. Монотипия. Композиция из формальных образов. Статика и динамика. Коллаж Декоративная композиция. Эскиз плаката по экологии. Коллаж. Параллельный перенос. 8. Центральная симметрия «Окно с наличниками». Аппликация 9. Ажурное вырезание. Композиция «Замок спящей красавицы» Количество часов в полугодии 34 часа № II полугодие 2-го года обучения п/п 10. 1 Кляксография. Выделение практические 4 часа 0центра композиции, цельность занятия изображения 11. 1 Образное цветовое решение. 1 «Буквы-клоуны». Фломастер Беседа, практические занятия 4 часа 4 часа 4 часа 21 Упрощение формы, заполнение 12. 1 декоративным орнаментом 2 «Динозаврики». Цветной картон, пастель. 13. 1 Аппликация в технике 3 витража. «Рыцарь» 14. 1 Декоративная композиция 4 «Восточные ткани». Понятие узоры 15. 1 Декоративная композиция 16. 5 «Подводный мир». Понятие практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 6 часов 6 часов практические 6 часов 6 часов занятия 17. 1 Декоративная композиция 5 «Подводный мир». Понятие рельефа. Пластилин практические занятия 6 часов 6 часов 18. 1 6 практические занятия 6 часов 6 часов Буквица. Образность инициалов. Фломастер Количество часов в полугодии Общее количество часов за год 34 часа 68 часов 22 Учебно-тематический план третьего года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ I полугодие 3-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная Максимальная нагрузка учебная нагрузка 1. Эскиз мозаики. Стилизация образов. Картофельный штамп. практические занятия 4 часа 4 часа 2. Трафаретная печать, практические организация плоскости листа. занятия «Листопад» 4 часа 4 часа 3. Силуэтность как разновидность стилизации. Силуэтное вырезание бытовых предметов. Коллаж практические занятия 6 часов 6 часов 4. Организация плоскости листа различными способами: Вертикальный, практические горизонтальный, занятия диагональный, крестообразный и т.д. 6 часов 6 часов 5. Колючий и плавный силуэт. Ахроматические и хроматические фактуры. Коллаж практические занятия 8 часов 8 часов 6. Ритм. Симметрия, асимметрия. Декоративный пейзаж «В парке». Линер, маркер практические занятия 6 часов 6 часов Количество часов в полугодии № п/п 34 часа II полугодие 3-го года обучения 7. Образность. Предмет, напоминающий человека и практические человек, напоминающий занятия предмет. Коллаж. Природные материалы 8 часов 8 часов 8. Графические средства изображения больших объемов. Композиция «Старинный город», гравюра на картоне 8 часов 8 часов Беседа, практические занятия 23 9. Рельефная композиция из практические цветного пластилина «Сказка, занятия былина» Композиция с включением 10. текста и использованием образов народного фольклора. Смешанная техника вырезание. 11. Силуэтное Автопортрет Количество часов в полугодии Общее количество часов за год 8 часов 8 часов практические занятия 8 часов 8 часов практические занятия 2 часа 2 часа 34 часа 68 часов 24 Учебно-тематический план первого года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ I полугодие l-го года обучения № п/п Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1 Техника работы гуашью.Упражнения. практические занятия 1 час 1 час 2 Цветовой круг. Основные и практические составные цвета. Упражнения занятия 3 часа 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа практические занятия 4 часа 4 часа Композиция «Зимний лес». практические Использование тонированной занятия бумаги 3 часа 3 часа Дополнительные (контрастные) цвета. Упражнения Холодные и теплые цвета. Упражнения. Рисование с натуры. Натюрморт «Осенний букет» Пейзаж-настроение. Использование полученных знаний. 3 4 5 6 7 практические занятия практические занятия практические занятия Количество часов в полугодии п/п 17 часов II полугодие l-го года обучения 8 Работа акварелью. Техника по практические сырому. Упражнения занятия 4 часа 4 часа 9 Сюжетная композиция «Цирк» Беседа, практические занятия 4 часа 4 часа 10 Иллюстрация к любимому стихотворению практические занятия 4 часа 4 часа 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа Весенний пейзаж, Композиция «Журчат ручьи» Поздравительная открытка. 12 Композиция на тему: «ВОВ» Количество часов в полугодии 11 Общее количество часов за год практические занятия практические занятия 17 часов 34 часа 25 Учебно-тематический план второго года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ № п/п I полугодие 2-го года обучения Название темы, задания Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка 1. Хроматические и ахроматические цвета. Этюды лоскутов ткани практические занятия 3 часа 3 часа 2. Передача плановости цветом и тоном. Композиция «Волшебный луг» практические занятия 4 часа 4 часа 3. Насыщенность цвета. Упражнения практические занятия 3 часа 3 часа 4. Получение богатства оттенков цвета за счет изменения насыщенности практические занятия 4 часа 4 часа 5. Эскизы русских костюмов с добавлением белого и практические черного цветов. Теплая занятия гамма 3 часа 3 часа Количество часов в полугодии № п/п 6. 7. 8. 9. 17 часов II полугодие 2-го года обучения Время суток в пейзаже Разный характер линии. горизонта Эскизы русских костюмов с добавлением белого и черного цветов. Холодная гамма Иллюстрация к русской народной сказке, с использованием изученного материала Виды цветообразования, закрепление знаний. Композиция «3 ящерки» практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 3 часа 3 часа практические занятия 6 часов 6 часов практические занятия 4 часа 4 часа Количество часов в полугодии 17 часов Общее количество часов за год 34 часа 26 Учебно-тематический план третьего года обучения по предмету КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ I полугодие 3-го года обучения № п/п 1. 2. 3. Название темы, задания Техника импрессионистического мазка «Морской пейзаж» Повторение темы Теплые и холодные цвета. Мазок по форме предмета «Жарптицы» Развитие образного мышления, изображение объема «Овощные звери и человечки» Вид учебного занятия Аудиторная нагрузка Максимальная учебная нагрузка практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 3 часа 3 часа 4. Этюды мелких птиц. Передача материальности практические занятия 3 часа 3 часа 5. Техника работы акварелью по практические сырому. Упражнения занятия 1 час 1 час 6. Композиция «Снег идет». Работа по сырому 2 часа 2 часа практические занятия Количество часов в полугодии № п/п 7. 8. 9. 17 часов II полугодие 3-го года обучения Выражение эмоционально смысловой нагрузки через цвет. «Карнавальная маска» Наброски фигуры человека без использования предварительного рисунка Иллюстрация к сказке «Чипполино» практические занятия 4 часа 4 часа практические занятия 2 часа 2 часа практические занятия 5 часов 5 часов 10. Фактура и образ. «Мое домашнее животное» практические занятия 4 часа 4 часа 11. Работа в технике по сырому «Весенний натюрморт» практические занятия 2 часа 2 часа Количество часов в полугодии Общее количество часов за год 17 часов 34 часа 27 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)